СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

fd5-32.0022

СЛУЖБА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

401301442

 

 

САВЕЛЬЕВА

Юлия Михайловна

Учитель-логопед

 

ВОРОНИНА

Анастасия Александровна

Учитель-логопед

Психолого – педагогическая  характеристика  детей  5-7  лет с  общим  недоразвитием  речи.

     Общее  недоразвитие  речи – это  речевая  патология,  при  которой  отмечается  стойкое  отставание  в  формировании  всех  компонентов  языковой  системы: фонетики,  лексики  и  грамматики.

     При   III  уровне  речевого  развития  дети   пользуются  распространёнными  предложениями,  отмечается  попытка  употреблять  сложно – сочинённые  и  сложно – подчинённые  конструкции.  Лексика  таких  детей  включает  все  части  речи.

     Появляются  первые  навыки  словообразования.  Более  устойчивым  становится  употребление  наиболее  простых  грамматических  форм,  а  так же  слов  различной  слоговой  структуры  и  звуконаполняемости.  Несмотря  на  значительное  продвижение  в  формировании  самостоятельной  речи,  чётко  выделяются  основные  пробелы  лексико – грамматического    и  фонетического  формирования  связной  речи, в  том  числе:

  • лексические замены;
  • трудности в  образовании  прилагательных  от  существительных  с  различными  значениями  соотнесённости,  в  употреблении  приставочных  глаголов  с  наиболее   тонкими  оттенками   действий;
  • аграмматизм, проявляющийся  в   неправильном  употреблении  предлогов,  согласовании  прилагательных с  существительными,  числительных – с  существительными;
  • недостатки звукопроизношения,  выражающиеся  в  смешении,  замене  и  искажении  звуков.

   Незначительные  нарушения  компонентов  языковой    системы  проявляются  в  процессе  детального  обследования  при  выполнении  специально   подобранных   заданий. Отмечается недостаточная  дифференциация  звуков.   Характерное  своеобразие  нарушения  слоговой  структуры   проявляется  в  том,  что  понимая  значение  слова, ребёнок  не  удерживает  в  памяти  его  фонематический  образ,  поэтому  наблюдается  искажение  звуконаполняемости  в  разных  вариантах.

    Недостаточные  внятность,  выразительность  речи  и  нечёткая  дикция  оставляют  впечатление  общей  её  «смазанности».  Остаются   стойкими  ошибки   при  употреблении  суффиксов  существительных со  значениями  единичного  предмета,  субъекта-деятеля,  эмоционально – оттеночных,  уменьшительно 0 ласкательных,  а  так же  прилагательных, характеризующих  эмоционально – волевое  и  физическое  состояние  объектов.  Отмечаются  стойкие  трудности  в  образовании  малознакомых  сложных  слов.

       Особую  сложность  представляют  для  детей  конструкции  предложений  с  разными  придаточными  (пропуски  и  замены  союзов,  инверсия). Они  испытывают  затруднения  при  планировании    высказывания  и  отборе  соответствующих  языковых средств,  что  так  же  обуславливает  своеобразие  их  связной  речи:

  • при  пересказе  дети  ошибаются  в  передаче  логической  последовательности  событий, пропускают  отдельные  звенья,  «теряют»  действующих  лиц;
  • рассказ – описание  мало  доступен  для  детей:  они  обычно  ограничиваются  перечислением  отдельных  предметов  и  их  частей, часть  детей  оказываются  способной  отвечать  лишь  на  вопросы. 

    Таким  образом,  экспрессивная  речь  детей  со  всеми  указанными  особенностями  может  служить  средством    общения  лишь  в  особых  условиях,  требующих  постоянной  помощи  и  побуждения.

    Вне  специального  внимания  к  их  речи  эти  дети  малоактивны,  в  редких  случаях  являются  инициаторами  общения,  недостаточно  общаются  со  сверстниками,  редко  обращаются  с  вопросами  к  взрослым,  не  сопровождают  рассказом  игровые  ситуации.  Это  обуславливает  сниженную  коммуникативную направленность  их  речи. Для  детей  с  общим  недоразвитием  речи  характерен  низкий  уровень  развития  основных  свойств  внимания.  У  некоторых  из  них  отмечается недостаточная  устойчивость  внимания,  ограниченные  возможности  его  распределения.

    Речевое  отставание  отрицательно  сказывается  и  на  развитие  памяти.  При  относительно  сохранной  смысловой,  логической  памяти  у  таких  детей  заметно  снижение  по  сравнению  с  нормально  говорящими сверстниками  вербальная  память  и  продуктивность  запоминания.  Дети  часто  забывают  сложные  инструкции  (трёх – четырёхступенчатые),  опускают  некоторые  их  элементы,  меняют  последовательность  предложенных  заданий.  Нередки  ошибки  дублирования  при  описании  предметов,  картинок.

      У  некоторых  дошкольников  отмечается  низкая  активность  припоминания,  которая  сочетается  с  ограниченными  возможностями  развития  познавательной  деятельности. 

     Связь  между  речевыми  нарушениями  и  другими  сторонами  психического  развития  обуславливает  некоторые  специфические  особенности  мышления.  Обладая  полноценными  предпосылками  для  овладения  мыслительными  операциями,  доступными  их  возрасту,  дети  отстают  в  наглядно – образной  сферы  мышления,  без  специального  обучения  с  трудом  овладевают  анализом  и  синтезом,  сравнением.  Для  многих  из  них  характерна  ригидность  мышления.

      Детям  с  недоразвитием  речи  наряду  с  общей  соматической  ослабленностью  с  замедленным  развитием  локомоторных  функций    присуще  и  некоторое  отставание  в  развитии  двигательной  сферы. У  значительной  части  детей  двигательная  недостаточность  выражается  в  виде  плохой  координации    сложных  движений,  неуверенности  в  воспроизведении  точно  дозированных  движений,  снижении  скорости  и  ловкости    их  выполнения.    Наибольшие  трудности  представляет  выполнение  движений  по  словесной  и  особенно   многоступенчатой  инструкциям.  Дети  отстают  от  нормального   развивающихся  сверстников  в  точном  воспроизведении двигательного  задания  по  пространственно – временном  параметрам,  нарушают  последовательность  элементов  действия,  опускают  его  составные  части. 

      У  детей  с  ОНР  наблюдаются  особенности  в  формировании  мелкой  моторики  рук.  Это  проявляется  прежде  всего  в  недостаточной  координации  пальцев  рук.  

      Психическое  развитие  детей  с  ОНР,  как  правило,  опережает  их  речевое  развитие.  У  них  отмечается  критичность  к  собственной  речевой  недостаточности.  Первичная  патология  речи,  безусловно,  тормозит  формирование  первоначально  сохранных  умственных  способностей,  однако  по  мере  коррекции  словесной  речи  происходит   выравнивание  интеллектуальных  процессов.

 

 

Как помочь ребенку с нарушением речи

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, уже в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему — все это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки). Особенно большое внимание в первый год жизнинужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба ), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Помимо игр, развивающих ручной праксис («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т. д. ), хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну сторону, то в другую сторону ( до десяти раз).

Если же сензитивный период упущен, то возможны проблемы не только с устной речью, но и с письменной. И насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.

Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности (тест Амена) и низкие показатели в детском тесте Кеттелла по факторам А (общительность-замкнутость) и Н (социальная робость-смелость). У родителей же таких детей выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись одновременно и с детьми и с их родителями.

В работе с детьми с ОНР хорошо зарекомендовали себя, так называемые, группы общения. Это небольшие группы, состав которых варьируется от 5 до 7 человек. Работа в этих группах ведется в следующих направлениях:

  1. повышение самооценки ребенка;
  2. обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  3. развитие техники вербальной и невербальной коммуникации;
  4. выработка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций («искусство быть собой», «искусство быть другим»);
  5. организация общения в условиях групп кооперации;

Для снятия мышечного напряжения детям рекомендуются такие упражнения, как:

  1. «Драка»: направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, обучение навыку произвольного снятия чувства тревоги, страха.
  2. «Котенок»: снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление эмоционально положительного настроя в группе.
  3. «Покатай куклу»: повышение уверенности в себе.
  4. «Это я, узнай меня!»: развитие эмпатии.
  5. «Доверяющее падение»: снятие мышечных зажимов и т. д.

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского). Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми-логопатами, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения:

  1. «Мимические упражнения».

Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

  • благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
  • активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
  • могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
  1. «В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи ( тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

4) «Придумай стихотворение» и т. д.

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

- профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

- развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

  1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
  2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
  3. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очере­ди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за­данном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
    расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
    течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).
  4. Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).
  6. Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться
  8. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.

В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

И дальше в том же духе! Побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае родители хоть на короткое время «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания — создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!

 

 

babochkia-15

 

«О ДЕТСКОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ»

Консультация  для  родителей

 

В современных дошкольных учреждениях все более актуальной становится проблема детской речевой патологии. С каждым годом увеличивается количество малышей, страдающих нарушениями речи, осложненных тяжелой патологией. Причины возникновения речевых нарушений возникают зачастую еще в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в  первые годы жизни ребенка. Среди факторов специалисты называют генетические дефекты, биологическую репродуктивную незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, прием лекарственных препаратов, хронические заболевания, ушибы, плохое питание матери и т.д. Большое отрицательное значение имеет невынашивание беременности. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также приводят к нарушению физического и нервно-психического развития плода. Причем тяжесть речевой патологии и процесс компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение возникает на 3-м месяце беременности.

Во время родов все неблагоприятные факторы также неизбежно сказываются на ребенке.

В раннем возрасте жизни ребенка наибольшая роль в повреждении центральной нервной системы принадлежит нейроинфекциям и травмам головного и спинного мозга. Это неизбежно скажется на речевом развитии ребенка.

Что же должно насторожить родителей в поведении новорожденного? Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, крик и плач без видимых причин по ночам, дрожание, необычная поза при лежании на спине. Капельки пота над верхней губой при сосании, короткая шея, кривошея, подтекание молока по уголку губ, постоянно приоткрытый рот – все это должно вызвать у родителей обеспокоенность.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что многие родители вовремя не обращают внимания на проблему, считают, что плохая речь исправится с возрастом сама. Тревогу начинают бить, зачастую, только на пороге школы, когда справится  речевыми нарушениями становится намного сложнее.

Хочу обратить внимание родителей  на то, что начинать коррекционную работу необходимо как можно раньше.

 Помимо занятий с логопедом, ребенку, страдающему речевыми нарушениями, необходима постоянная помощь окружающих его взрослых.

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

 

Развиваем мышцы речевого аппарата. Одно из ведущих мест  в  преодолении речевых нарушений у детей занимает артикуляционная гимнастика. Уже в младшем дошкольном возрасте детям  доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений.

Кроме специальных упражнений необходимо приучать ребенка:

- жевать мясо и сырые овощи;

- чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- лизать языком с блюдца варенье, сметану и т.д.

Учимся правильно дышать. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Помимо специальных дыхательных упражнений даем детям возможность:

- надувать воздушные шарики, надувные игрушки, круги, мячи;

- пускать мыльные пузыри через соломинку;

- играть на музыкальных игрушках;

- дуть на детские флюгера, обдувать одуванчики.

Развиваем мелкую моторику. Тренируя пальчики, мы стимулируем речевое развитие ребенка, способствуем улучшению артикуляционных движений, готовим кисти руки к письму. Кроме специальных упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики можно использовать игры с предметами, к которым относятся: бусы, шнуровки, мозаика, матрёшки, пирамидки, разноцветные прищепки, игры – вкладыши, мелкий конструктор. Давайте детям различные задания: выкладывание узоров из счетных палочек, пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую, графические упражнения, сортировка смешанных круп (например, белой и красной фасоли), лепка из пластилина, барельефные картинки, раскраски и др.

Укрепляем здоровье ребенка и тренируем ритмичные движения конечностей. Тут нам помогут:

- длительные прогулки на свежем воздухе;

- велосипедные прогулки;

- утренние пробежки;

- посещение бассейна и уроки плавания;

- занятия лечебной физкультурой;

- танцевальный кружок.

 

Чаще общайтесь с ребенком!

- Разговаривайте с ребенком, просите рассказать  о том, что его волнует;

- читайте и обсуждайте книги;

- учите стихотворения.