Содержание образовательной работы с детьми с ОВЗ в ДОО

Содержание образовательной работы с детьми с ОВЗ в ДОО

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении Программы.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
  • осуществление индивидуально – ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в ДОО.

Цель коррекционно-развивающего обучения:

создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ОНР, ФФН и ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально- психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации.

Задачи:

  • определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития,
  • выполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие мыслительных операций- анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развитие речи, привитие интереса к занятиям;
  • формирование произносительных навыков;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, фонетического строя языка, связной речи;
  • развитие и совершенствование общей моторики, ручной моторики, артикуляционной моторики;
  • развитие внимания, памяти, восприятия, обогащение коммуникативного опыта.

Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы мы учитываем:

  • структуру отклоняющегося развития,
  • информацию о здоровье ребенка,
  • условия жизни и воспитания в семье,
  • возраст ребенка на момент поступления в коррекционную группу.

В основе коррекционной работы лежит единство 4 функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

Направления работы: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская.

В осуществлении коррекционной работы участвуют все специалисты детского сада.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные основной общеобразовательной программой и положениями ДОО, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Взаимодействие учителя-логопеда (дефектолога) со специалистами осуществляется в следующем:

Учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов;

Учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в консилиумах);

Учитель-логопед и медицинская сестра (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительные и закаливающие процедуры, консилиумы);

Учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, игры);

Учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка. Мелкая моторика, координация движения).

Учитель-логопед проводит максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.

Медицинская сестра совместно со специалистами обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, контролирует выполнение родителями медикаментозных назначений, проводит мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей.

Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся дефектов, устраняет отклонения в развитии, восстанавливает нарушенные функции, формирует процессы психоречевой деятельности, развивает высшие психические функции, проводит консультации с родителями и воспитателями.

Воспитатель коррекционной группы по рекомендации учителя-логопеда и учителя-дефектолога проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с группой или индивидуально, закрепляет речевые навыки, закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, формирует связную речь, развивает артикуляцию и пальцевую моторику, активизируют словарный запас, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития познавательных психических процессов, взаимодействует с родителями по данному направлению деятельности, консультирует родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Музыкальный руководитель определяет и планирует направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, рекомендаций психолога, логопеда, дефектолога, проводит занятия с учетом контингента детей, использует логоритмические занятия, пальчиковую гимнастику, речевые игры, игры на внимание, память, игры-драматизации, тренинги и т . д., соблюдает принцип диагностики и коррекции, способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных песен,

Инструктор по физической культуре проводит образовательную деятельность с детьми с учетом их заболеваний, дозирует нагрузку, регулирует дыхание, координирует двигательную деятельность детей, проводит работу по постановке грудобрюшного типа дыхания, закрепляет поставленные логопедом звуки путем проведения игр, совмещающих имитацию движений с произнесением звуков, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития двигательной активности детей, познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение) для развития базовых эмоций и коммуникативных навыков.

Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников, определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной), участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей развития личности воспитанников.

Педагогический коллектив ежегодно решает следующую триединую задачу:

  • максимально способствовать повышению уровня психо-речевого развития детей,
  • помочь детям в компенсации дефектов для дальнейшей социальной адаптации,
  • максимально содействовать наиболее полноценному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Действующая в данных группах система психолого-педагогического сопровождения детей с успешностью позволяет решать поставленные задачи.

Специфика данной системы может быть раскрыта в следующих направлениях:

  • в поисках и осуществлении индивидуального подхода к образовательно-воспитательной и психофизической нагрузке,
  • в слиянии лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы,
  • в соблюдении единого принципа диагностики, коррекции,
  • в создании предметно-развивающей среды, в применении специальных пособий,
  • в максимальном объединении профессиональных усилий всех специалистов,
  • в единстве и соблюдении речевых условий в детском саду и семье,
  • в использовании в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками возможностей « палитры» материально- технического оснащения,
  • в соблюдении принципов: системности, периодичности, доступности, развития речевой, слуховой, двигательной, кинестической сфер и т.д,
  • предупреждения вторичных отклонений, осуществления индивидуального подхода.

Коррекционно-развивающая деятельность ДОО представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект.