Паспорт доступности ДС «Мишутка» для маломобильных граждан
Положение о порядке реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 1 декабря 2015 г. № 1297 МОСКВА «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» С изменениями и дополнениями от: 20 июля, 27 августа 2015 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования”
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения:
создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Информация для родителей
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает
благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания детей с ОНР, ФФН и ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально- психологическими и соматическими особенностями; всестороннее изучение и развитие речевой деятельности детей, формирование высших психических функций для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе, дальнейшей социальной адаптации.
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы мы учитываем:
В основе коррекционной работы лежит единство 4 функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Направления работы: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская.
В осуществлении коррекционной работы участвуют все специалисты детского сада.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинского работника и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные основной общеобразовательной программой и положениями ДОО, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Взаимодействие учителя-логопеда (дефектолога) со специалистами осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов;
Учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в консилиумах);
Учитель-логопед и медицинская сестра (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительные и закаливающие процедуры, консилиумы);
Учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, игры);
Учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка. Мелкая моторика, координация движения).
Учитель-логопед проводит максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.
Медицинская сестра совместно со специалистами обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, контролирует выполнение родителями медикаментозных назначений, проводит мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей.
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся дефектов, устраняет отклонения в развитии, восстанавливает нарушенные функции, формирует процессы психоречевой деятельности, развивает высшие психические функции, проводит консультации с родителями и воспитателями.
Воспитатель коррекционной группы по рекомендации учителя-логопеда и учителя-дефектолога проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с группой или индивидуально, закрепляет речевые навыки, закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, формирует связную речь, развивает артикуляцию и пальцевую моторику, активизируют словарный запас, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития познавательных психических процессов, взаимодействует с родителями по данному направлению деятельности, консультирует родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Музыкальный руководитель определяет и планирует направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, рекомендаций психолога, логопеда, дефектолога, проводит занятия с учетом контингента детей, использует логоритмические занятия, пальчиковую гимнастику, речевые игры, игры на внимание, память, игры-драматизации, тренинги и т . д., соблюдает принцип диагностики и коррекции, способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных песен,
Инструктор по физической культуре проводит образовательную деятельность с детьми с учетом их заболеваний, дозирует нагрузку, регулирует дыхание, координирует двигательную деятельность детей, проводит работу по постановке грудобрюшного типа дыхания, закрепляет поставленные логопедом звуки путем проведения игр, совмещающих имитацию движений с произнесением звуков, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития двигательной активности детей, познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение) для развития базовых эмоций и коммуникативных навыков.
Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников, определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной), участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей развития личности воспитанников.
Педагогический коллектив ежегодно решает следующую триединую задачу:
Действующая в данных группах система психолого-педагогического сопровождения детей с успешностью позволяет решать поставленные задачи.
Специфика данной системы может быть раскрыта в следующих направлениях:
Коррекционно-развивающая деятельность ДОО представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект.